Почти недостижимая мечта: Инфракрасная Kodak Aerochrome

4

С тех пор, как я опубликовал свои фотографии с пленки Aerochrome, меня буквально засыпали вопросами о различных аспектах, связанных с ней. Ниже я попытаюсь рассказать о некоторых из них.

Credits: lazybuddha

Если бы не огромная популярность моих альбомов с этими фотографиями, я бы никогда не решился написать эту статью. Ведь я — все еще новичок в Ломографии. Есть другие люди, с большим опытом работы с Aerochrome, я спрашивал у них советы и они с радостью делились ими со мной. Теперь я делюсь ими с вами.

Немного истории.

Kodak Aerochrome была разработана для использования в аэрофотографии. Чтобы фотографировать леса, создавать карты местности и использовалась в военных целях. Соответственно, эта пленка, в основном, идет в формате для аэрофотокамер- 9.5 дюймов на 400 футов. Такую пленку трудновато будет засунуть в вашу 135 или 120 камеру. Однако, существуют 120 и 135 ролики такой пленки, они невероятно дорогие и их очень трудно найти, ведь ее перестали выпускать довольно давно. Но деньги и усилия, потраченные на нее, того стоят.

Фильтры

Aerochrome, как и другие пленки, чувствительна ко всему видимому спектру света. Единственное отличие — в том, что эта чувствительность выходит за рамки 730нм (длина волны обозначается в нанометрах) и захватывает невидимый инфракрасный спектр. Aerochrome и другие инфракрасные пленки более чувствительны к синему цвету, поэтому для получения настоящего ИК эффекта, вам понадобится фильтр. Без него у вас получатся просто контрастные фотографии, без какого-либо эффекта. В основном люди рекомендуют оранжевые либо желтые фильтры, однако вы можете использовать красный или зеленый на свое усмотрение. Чем темнее ваш фильтр, тем темнее красные цвета, небо и жестче контраст. Чем светлее, — тем красный цвет становится розовее, а контраст менее заметным. Ниже приведены примеры фотографий, снятых с разными фильтрами.

Красный фильтр

Credits: lazybuddha

Оранжевый фильтр

Credits: lazybuddha

Желтый фильтр

Credits: lazybuddha

Зеленый фильтр

Credits: shoujoai

Примечание: на ваше изображение влияет еще множество факторов, помимо фильтров.

Экспозиция

Aerochrome при использовании с желтым фильтром снимается как 400ISO. Однако, Aerochrome разработан для проявки в химии AR-5, самой близкой к которой является процесс E-6. Если вы хотите проявить ее по кросс-процессу, то ISO падает до 320. Все мои фотографии были проявлены по C-41, а для замера я пользовался следующими направлениями(для солнечной погоды) :

Желтый фильтр – f22 1/125 сек
Оранжевый фильтр– f16 1/125 сек
Красный фильтр – f11 1/125 сек

Если немного пересветить кадр, то вы потеряете цвет неба, но добавите прорисовки деталей. Если же его сильно передержать, то изображение просто выгорит. Ниже вы найдете примеры. Первая фотография немного недосвечена, а вторая — слегка пересвечена.

Проявка
Так как Aerochrome разработан под проявку в химии AR-5, эта пленка ведет себя иначе, чем другие слайдовые пленки. Обычно кросс-процесс слайдовой пленки придает ей самую сильную возможную насыщенность, но в этом случае как раз Е-6 процесс придает самую сильную насыщенность. Кросс-процесс же дает большее количество деталей. И, учитывая что Aerochrome и так перенасыщена цветом, я предпочитаю проявлять ее по С-41. Оценить все за и против процессов вы можете здесь

Источник света

Цвет, который видит камера, зависит от двух вещей: от цвета, который поглощает/отражает снимаемый объект, а также от самого источника света. Чтобы передать определенный цвет объекта, освещающий его источник света должен содержать в себе этот цвет. Так же дело обстоит и с инфракрасным светом. Лучше всего для источника ИК света подходит солнце, однако, вольфрамовые и галогеновые лампы также подходят как источники инфракрасного излучения. Большинство других искусственных источников излучения излучают свет в видимом спектре и и не придают никакого эффекта. На самом деле, большинство домашних источников света излучают минимальную широту света (для экономии электричества). Короче говоря, Aerochrome не следует использовать в помещении.

Листва

Многие виды растений, включая деревья и траву, отражают инфракрасный свет, но все — в разной степени. Это означает, что разные растения будут иметь разный оттенок красного. Чем светлее фильтр, тем очевиднее будет эта разница. Светло-желтый фильтр, например, придаст вашему изображению намного больше оттенков розового и красного, ведь красный фильтр попросту заблокирует розовый цвет.

Фокусировка

Когда свет проходит через стекло, он преломляется, и так как разные цвета имеют разную длину, они преломляются под разными углами. Обычные объективы откалиброваны для фокусировки всех волн, кроме инфракрасных. Таким образом, имея увеличенную длину волны, инфракрасный свет фокусируется за пленкой, и поправить это трудно, учитывая, что наш глаз его не воспринимает. Некоторые объективы имеют красную метку, которая указывает на фокусировочную точку для таких пленок. Но если вам не повезло, то просто фокусируйтесь на 1\4 ближе от вашего расстояния. Конечно же, закрытая диафрагма тоже помогает попасть в резкость, так что не забывайте о ней.

Другие факторы типа погоды также влияют на ваше изображение. С такой пленкой даже высота над уровнем моря влияет на кадр. С инфракрасной пленкой каждая фотография превращается в эксперимент, поэтому, не жалейте ее и снимайте, пока это возможно.

Хранение и перевозка

К хранению инфракрасных фотоплёнок предъявляются сверхжёсткие требования.Прежде всего, инфракрасные плёнки должны храниться при низкой температуре. Отснятая плёнка не терпит долгого лежания, её надо скорее проявлять. Образно говоря, после экспонирования плёнки счёт идёт на часы. Естественно, будет лучше, если плёнка всё это время проведёт в холодильнике.

Другим капризом ИК пленки является то, что заряжать и разряжать камеру следует в кромешной темноте, иначе плёнка засветится. Вплоть до зарядки проявочного бачка, нельзя вынимать кассету с 35-мм плёнкой из коробочки-контейнера. Дело в том, что полимерная подложка плёнки является своего рода световодом для инфракрасных лучей, и поэтому торчащий из кассеты хвост, играющий роль светоприёмника, засвечивает плёнку аж до 12-18 кадра, то есть наполовину её длины.

Для путешествующих фотографов общение с этими нежными плёнками предоставляет дополнительные трудности. Во-первых, большинство из них очень неравнодушны к сухой атмосфере. В сухих условиях они накапливают заряды статического электричества, что приводит к локальной засветке.

Принято считать, что счётчики кадров современных фотоаппаратов засвечивают инфракрасную фотоплёнку. Обычно (например, на Nikon N65) он светит на длине волны, примерно равной 850нм и длиннее. Поэтому для плёнок Maco, Koniсa и уж тем более, Ilford, он не представляет никакой опасности. А вот плёнку Kodak (например, HIE) он действительно засвечивает, но только вверху, в районе перфорации, не оказывая никакого влияния на качество изображения.

И наконец, даже если вам посчастливилось где-то достать пару катушек этой редкой пленки, самую большую трудность при перевозке ее из другой страны представляют попытки объяснения работнику службы безопасности аэропорта, что эту плёнку не только нельзя пропускать внутрь рентгеновского аппарата, но даже вынимать из упаковки. Некоторые говорят, что в редких случаях могут помочь только надписи на упаковке и чек на приобретенные катушки.

written by lazybuddha on 2014-02-06 #gear #tutorials #film #infrared #tutorial #filters #tipster #aerochrome #cir #ir #eir-color-color-kodak #kodak-aerochrome #top-tipster-techniques

4 Comments

  1. zoloto
    zoloto ·

    У меня есть 2 катушки этой пленки-лежат в морозилке...и никак не соберусь еще раз попробовать-кажется запороть ее-нечего делать) у нас по крайней мере(одну мне уже засветили..)

  2. didgitalbullet
    didgitalbullet ·

    @zoloto,и сколько же стоит это сокровище? Жду снимков!

  3. zoloto
    zoloto ·

    порядка 1000 руб..))..я сама от себя жду этих снимков..ждем лето-чтобы зеленые листья вышли краснымим;)

  4. blackflower
    blackflower ·

    Купил приспокойно 30метров.За недоступность вы загнули.Как проявляли? 33градуса на 3.45?

More Interesting Articles