"Cолнечное правило 16" для "игрушечной камеры

5

Чтобы помочь Ломографам с выбором правильной светочувствительности при покупке пленки, создал цветную таблицу, основанную на "солнечном правиле 16".

При использовании наших любимых “игрушечных” камер, мы ограничены в выборе выдержек и диафрагм. Это означает, что мы должны внимательно выбирать пленку, соответствующую разным условиям освещения, чтобы быть уверенными, что наши снимки не будут недо- или переэкспонированы. “Но ведь выбор так велик, как узнать, какую пленку выбрать?”-спросите Вы. Используя нечто, названное “солнечным правилом 16” и несложные арифметические действия, можно вычислить оптимальный ISO. Подождите… а как же 6-ое и 7-ое правила Ломографии не раздумывать и быть быстрыми? Так вот, чтобы сделать этот процесс действительно быстрым и простым, я разработал простенькую табличку, чтобы избавить Вас от головной боли.

Начала

Краткое введение для новичков: светочувствительность, выдержка и диафрагма. Почему это так важно.

Светочувствительность, как это ясно из названия, показывает чувствительность пленки к свету. Измеряется (как правило) в ISO. Низкие значения ISO (100-400) означают, что пленка менее чувствительна к свету и её лучше использовать при ярком освещении, чтобы избежать засвечивания. Высокие значения ISO (400-1600) показывают, что плёнка значительно более чувствительна, и поэтому больше подходит для условий плохой освещённости.

Диафрагма это, проще говоря, отверстие, через которое свет проходит в камеру. Чем больше отверстие, тем больше света попадет на плёнку, и наоборот. Однако, тут надо помнить, что значение диафрагмы f16 означает, что открыто отверстие на 1/16 от максимально возможного, а значению 2 – что на половину. Чем больше значение, тем меньше отверстие (диафрагма).

И наконец, выдержка – время на которое открывается затвор, а свет воздействует на плёнку. Чем быстрее щелкает затвор, тем меньше света проникает в камеру. НО, тут тоже показывается знаменатель дроби. Выдержка 100 обозначает, что свет проходит через отверстие 1/100 долю секунды, выдержка 250 – 1/250 долю секунды.

Как пользоваться таблицей

Как вы уже заметили, здесь две таблицы, отличающиеся скоростью затвора (выдержкой). В Ломографических пластиковых камерах, как правило, выдержка или 1/100 секунды или 1/60. Чтобы Вам не листать инструкции в поисках нужной информации о выдержке и диафрагме, я свёл её в общую таблицу и раскрасил. Всё, что Вам теперь нужно сделать, так это выбрать свою камеру из списка и найти соответствующие столбики. Некоторые камеры имеют только одно значение диафрагмы (Fisheye и La Sardina).

Потом выберите условия освещённости, в которых собираетесь снимать. Приглядитесь к теням, спросите себя: “На небе много облаков? Тени четко очерчены? Тени вообще есть?” Помните, что съемка в тени или внутри помещения сильно зависит от освещения.

И вот теперь, когда условия съемки выбраны, диафрагма тоже известна, БАМ! можно найти оптимальную пленку.

И всё-таки, что же черт возьми такое, это правило 16?

Эта таблица, понятная как новичкам, так и ветеранам, основана на “солнечном правиле 16”, которое гласит, что при съемке на ярком солнце, с диафрагмой f 16, идеальными значениями выдержки и пленки будут 1/100 и 100 (или 1/60 и ISO64), т.е если эти величины перемножить, то получится 1.
Изменение условий освещенности требует смены диафрагмы. Например, если я буду продолжать использовать плёнку 100 ISO в пасмурную погоду, то мне нужно использовать диафрагму, немного большую чем f8. Но так как мы ограничены в выборе диафрагм, мы можем варьировать тип пленки в рамках этого правила для достижения наилучшего результата.
Это значит, что продолжая снимать с выдержкой 1/100 и диафрагмой f16, нужно использовать пленку с ISO 100 для солнечных дней, 200 для облачных, 400 для пасмурных и т.д.

Также об этом правиле читайте

Важно запомнить

Пара вещей, которые нужно иметь в виду:

1. Помните, это всего лишь руководство
Эксперименты лежат в основе Ломографии, слепое следование правилам и руководствам вредит креативности. Относитесь к этому как к подсказке по выбору пленки. Кроме того, механизм затвора пластиковых камер не бывает точным. Так что это совершенно нормально недо- или наоборот переэкспонировать пленку, если в общем результат Вам нравится!

2. Разные пленки дают разную свободу.
Это значит, что некоторые пленки более терпимы к погрешностям экспозиции, чем другие. Обычно цветные негативы и ч/б пленки легко прощают небольшие недодержки и засветки, а слайдовые пленки более капризны.

3. Диафрагма и выдержка Хольги
Не трудно заметить что здесь информация о выдержке и диафрагме по Holga и Holga 135 не совпадает с инструкцией. Это вызвано тем, что инструкции содержат ошибочную информацию начиная с Holga 120. В настоящее время Holga 120 производится и продается с диафрагмой f13.3 and f20, а Holga 135 с f13.3

Так что смело печатайте таблицу и приклеивайте к стене, к чехлу и т.д., чтобы покупать подходящую пленку. Или полностью проигнорируйте всё это и продолжайте снимать как раньше, надеясь на лучшее. В любом случае, я надеюсь, эта статья хоть немного помогла Вам.

written by kidrobot on 2012-11-29 in #gear #tipster #solnechnoe-pravilo #la-sardina #diana #tablitsa #diafragma #sprocket-rocket #holga #plenka

5 Comments

  1. pauline_wildwind
    pauline_wildwind ·

    Очень полезная статья! Спасибо =)

  2. mcrstar
    mcrstar ·

    Sunny 16 rule не нужно переводить, это устоявшаяся фраза. А картинку с экспопарой – наоборот.

  3. ditchbitch
    ditchbitch ·

    хорошая статья.
    но добавлю еще, что несмотря на данные таблицы для 1/100 и f/8, что такая экспопара подходит с пленкой 400 iso для помещения, в помещении на слайд лучше не снимать, даже при более-менее хорошей освещенности. Доказано моими экспериментами в питерском метро :Р

  4. didgitalbullet
    didgitalbullet ·

    Воот это статья! Очень доходчиво,подробно всё описано, а в книгах (сколько их не читай!) написано так,что чёрт ногу сломит. Автору огромное спасибо!

  5. mcrstar
    mcrstar ·

    @ditchbitch
    Не стоит считать метро за помещение, по свету это подвал. Под помещением понимается хорошо освещенная комната.

    А в статье много ошибок, к сожалению.

More Interesting Articles

  • Кросс из цвета в Ч/б

    written by vadary on 2014-10-30 in #gear #tipster
    Кросс из цвета в Ч/б

    Для многих кросс-процесс ассоциируется с проявкой цветной позитивной пленки (слайда) по процессу С-41, работающему, как правило, с цветным негативом. Но кросс-процесс можно сделать и при проявке цветного негатива по черно-белому процессу. Спросите как? Сейчас расскажу о своем опыте.

    3
  • Лето в объективе: правило f/16

    written by dopa on 2014-09-14 in #gear #tipster
    Лето в объективе: правило f/16

    Как фотограф вы наверняка встречались с таким термином как «правило f/16», когда речь заходит о правильном определении экспозиции. Но в чём же его суть?

  • Моментальная камера LOMO'INSTANT доступна для предзаказа!!!

    written by lomography-russia on 2014-11-08 in #news
    Моментальная камера LOMO'INSTANT доступна для предзаказа!!!

    Камера с широчайшими возможностями для художественной моментальной фотографии Lomo'Instant уже доступна для предзаказа! Ожидаемая дата поставки на склад в Москве - конец ноября - середина декабря 2014.

  • Новичок недели: alyssa_apollo

    written by icequeenubia on 2014-10-28 in #lifestyle
    Новичок недели: alyssa_apollo

    Алисе повезло иметь любящего мужа, который во всём поддерживает её аналоговые фото-предприятия. На самом деле, муж и подарил ей её первую ломо-камеру ЛК-А. Читайте дальше, чтобы лучше познакомиться с alyssa_apollo - нашим новичком недели!

  • Вдохновляющие Фотографии: Мать Мигрантов, Дороти Ланж, 1936

    written by basterda on 2014-05-07 in #lifestyle
    Вдохновляющие Фотографии: Мать Мигрантов, Дороти Ланж, 1936

    Фотография Дороти Ланж, получившей имя Мать Мигрантов, оказывает на зрителя сильное эмоциональное воздействие. Складки на лице матери показывают состояние безысходности и тоски. В ее отчаянных глазах светится ощущение надежды. Ее дети стали для нее столпами силы. Это была женщина, которая сражалась с депрессией.

    1
  • Я - спятивший Аналоговый Ученый: новые опыты с 35-мм пленкой и химическими веществами

    written by blackfairy on 2014-08-26 in #gear #tipster
    Я - спятивший Аналоговый Ученый: новые опыты с 35-мм пленкой и химическими веществами

    К сожалению, иногда выходит так, что ваши снимки оказываются не совсем такими, как вы ожидали - картинка выглядит не слишком хорошо, цвета чересчур мягкие, и в целом изображение банально. Такая фотография вряд ли станет снимком года! Я хочу предложить несколько идей, которые могут дать вашим фотографиям второй шанс, используя тонирование и другие преображения негативов. Возьмите на заметку интересные идеи из этого эксперимента и отсканируйте негативы с помощью сканера Lomography Smartphone Scanner. Подойдет все что угодно: жжение, царапины, ванна из соляной кислоты, бальзамический уксус, лак для ногтей, отбеливатель или малиновый сок... Включите воображение, придумайте и запишите новый рецепт пленочного супа! Образец эффектов можно найти в этой статье.

    3
  • TOMATOZERO: Cемья художников-вегетарианцев из космоса

    written by lomography-russia on 2015-01-29 in #people #lomoamigos
    TOMATOZERO: Cемья художников-вегетарианцев из космоса

    Читайте интервью с Лизой и Алексом, более известными как творческий дуэт TOMATOZERO. Эти ребята - талантливые художники и дизайнеры, путешественники, пленочные фотографы.. и им есть, чем поделиться с нами!

    2
  • Аналоговая макросъёмка с удлинительными кольцами

    written by daxxfbondoc on 2015-01-15 in #gear #tipster
    Аналоговая макросъёмка с удлинительными кольцами

    Я люблю фотографировать повседневные вещи, которые нахожу в самых обычных местах. Съемка таких предметов крупным планом делает фотографии куда более интересными. Блюдце с конфетами или небольшое ожерелье выглядят намного интереснее с близкого расстояния.

    3
  • Мой аналоговый год: визуальный дневник

    written by jadeberryphotography on 2015-01-14 in #lifestyle
    Мой аналоговый год: визуальный дневник

    Каждый год у меня -- зимняя хандра. Я начинаю мечтать о солнечных лучах, холодном пиве после долгого летнего дня и бесконечных часах, проведённых на пляже. В этом году я фотографировал моменты, воспоминания и мечты, что является моим любимым делом. Это краткая версия и визуальный дневник моего 2014 года.

    2
  • Ломогуру недели: roman_sekatsky

    written by icequeenubia on 2014-12-23 in #lifestyle
    Ломогуру недели: roman_sekatsky

    Возможно, Роман Секацкий обладает одним из самых впечатляющих фотографических стилей в нашем сообществе. Эксперименты и яркие цвета придают его снимкам ощущение, будто сняты они в ином, потустороннем мире. Читайте статью, чтобы узнать побольше о нашем Ломогуру и еще раз насладиться некоторыми из его лучших работ.

    2
  • Объёмные фотооткрытки

    written by mafiosa on 2014-12-12 in #gear #tipster
    Объёмные фотооткрытки

    Превратите свои двухмерные напечатанные фотографии в трёхмерные объёмные поздравительные открытки.

    2
  • Фукорцин: Розовое безумие!

    written by alexander_krolikowski on 2014-12-08 in #gear #tipster
    Фукорцин: Розовое безумие!

    В попытке создать что-то похожее на пленку Lomography X Tungsten 64, Krolikowski Art провел сумасшедший эксперимент с использованием фукорцина.

    1